ВДВ России ВДВ России. Почта ВДВ России. Поиск
ВДВ России
ВДВ России
ВДВ России
ВДВ России

АСУ-85


ВДВ России. АСУ-85



Историческая справка

   В 1951 году на Мытищинском машиностроительном заводе (ММЗ) конструкторы ОКБ-40 во главе с Н.А. Астровым приступили к созданию артиллерийской гусеничной авиадесантной самоходной установки с передним расположением полуоткрытого боевого отделения. Машина была создана в середине 50-х годов на оригинальной базе и до принятия на вооружение в июле 1958 года под индексом СУ-85 имела обозначение "Объект 573".

   Серийное производство самоходки началось в 1959 году. Установка предназначалась для сопровождения мотострелковых и танковых подразделений, а также укомплектования частей и подразделений ВДВ для обеспечения противотанковой обороны.

Описание

   Рациональные углы наклона лобовых и бортовых броневых листов обеспечивали защиту экипажа от бронебойных снарядов малого и среднего калибров. Дополнительную прочность корпусу придавало гофрированное днище.

   Справа в носовой части машины находилось отделение управления с рабочим местом механика-водителя.

   В средней части располагалось боевое отделение, где справа от пушки друг за другом были расположены заряжающий и командир машины, слева от пушки был размещен наводчик. Для аварийной эвакуации из машины в днище корпуса имелся люк.

   В боевом отделении была установлена 85-мм пушка Д-70 (обозначение ГРАУ — 2А15, серийное производство велось на заводе №75 в г. Юрга). Пушка была установлена в амбразуре лобового листа в раме и слегка смещена влево относительно продольной оси машины.

   В возимый боекомплект входили унитарные выстрелы массой по 21,8 кг со снарядами нескольких типов. К ним относились осколочно-фугасные гранаты УО-365К весом 9,54 кг, обладавшие начальной скоростью 909 м/с и предназначавшиеся для уничтожения живой силы и разрушения укреплений противника. При стрельбе по подвижным, бронированным целям — танкам и самоходкам — применялись бронебойно-трассирующие остроголовые снаряды Бр-365К весом 9,2 кг с начальной скоростью 1150 м/с. Этими снарядами можно было вести прицельный огонь на расстоянии до 1200 м. Бронебойно-трассирующие тупоголовые снаряды Бр-365 с баллистическим наконечником могли поражать технику противника на дистанции до 1250 м. Кроме того, для стрельбы по танкам и бронетранспортерам противника с расстояния 1600-2500 м служили еще и подкалиберные бронебойно-трассирующие снаряды Бр-367П и Бр-367ПК весом по 4,99 кг с начальной скоростью 1150 м/с.

   Бронебойный снаряд на дистанции 2000 м пробивал броневую плиту толщиной 53 мм, расположенную под углом 60°, а кумулятивный снаряд - 150 мм. Максимальная дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом составляла 13400 м. Помимо них в боекомплекте самоходки имелись дымовые снаряды УД-367 со стальными корпусами. С их помощью ослепляли наблюдательные и командные пункты противника, его батареи, отдельные орудия и огневые точки. Они же применялись для целеуказания своим артиллеристам.

   Телескопический шарнирный прицел ТШК-2-79-11 применялся при стрельбе днем прямой наводкой. Для стрельбы с закрытых огневых позиций - прицел С-71-79 с орудийной панорамой. Кроме того, машина оснащалась ночным танковым прицелом ТПН-1-79-11 и прибором ночного видения для наблюдения за обстановкой.

   Н. А. Астров установил на СУ-85 горизонтальный вариант двигателя В-6, представлявшего один блок хорошо отработанного V-образного танкового дизеля. Чтобы обеспечить нужную удельную мощность 210-сильного двухтактного автомобильного дизеля ЯМЗ-206В, пришлось ввести громоздкую, но не требующую лишних энергозатрат эжекционную систему охлаждения. МТО сделали компактнее, установив двигатель поперек корпуса. Там же располагалась механическая трансмиссия, состоящая из г лавного фрикциона, редуктора (гитары), карданного вала, коробки передач, двух планетарных механизмов поворота и бортовых редукторов.

   Десантирование относительно тяжелой самоходки производилось только путем посадки транспортного самолета на ВПП, что ограничивало главное тактическое преимущество десанта — внезапность. Поэтому в 1964 году СУ-85 была снята с производства "в связи с малой эффективностью и ограниченностью применения". Тогда же в СССР началось проектирование принципиально новой боевой машины десантных войск БМД-1.

   Однако на вооружении воздушно-десантных войск СУ-85 оставалась до середины 1980-х годов. С появлением транспортного самолёта Ан-22 и парашютной платформы П-16 данная самоходная артиллерийская установка могла десантироваться парашютным способом.

Тактико-технические характеристики

экипаж, человек 4
боевая масса, т 15,5
тип движителя - колесный/гусеничный гусеничный
длина корпуса, м 6,24
длина полная, м 8,435
ширина полная, м 2,97
высота, м 1,935
тип двигателя 6-цилиндровый V-образный дизель жидкостного охлаждения ЯМЗ-206В
мощность двигателя, л.с. 155 кВт
максимальная скорость, км/ч 45
запас хода, км 360
бронирование лоб - 45, борт - 13, корма, крыша, днище - 6
вооружение 85-мм пушка Д-70, 7,62-мм пулемет СГМТ
боекомплект 45 снарядов, 2000 патронов

Фотографии предоставлены:

- Серебряковым А. (2, 3)
- Музеем ВДВ "Крылатая гвардия" (8, 9)
- Петровым И.Л. (1, 4)
- Из личного архива автора (5, 6, 7)

АСУ-85 на сайте Десантура.ру






















ВДВ России. АСУ-85. Автопарк 217 пдп. Болград. 1980 г.

ВДВ России. АСУ-85

ВДВ России. АСУ-85

ВДВ России. АСУ-85. Автопарк 217 пдп. Болград. 1980 г.

ВДВ России. АСУ-85. КПП 200 оусадн ВДВ г. Ишим 2005 г.

ВДВ России. АСУ-85. КПП 200 оусадн ВДВ г. Ишим 2005 г.

ВДВ России. АСУ-85. КПП 200 оусадн ВДВ г. Ишим 2005 г.

ВДВ России. АСУ-85

ВДВ России. АСУ-85

Rambler's Top100 Яндекс цитирования


© 2005 ВДВ России  

Все права на использование материалов данного сайта принадлежат его автору.  
Их использование без согласия автора запрещено.