Машина была создана в 1969 году, принята на вооружение Советской Армии и запущена в
серийное производство на Волгоградском тракторном заводе под обозначением БМД-1 (Объект 915).
В настоящее время, кроме воздушно-десантных войск России и некоторых других стран
СНГ, эта машина состоит на вооружении Индии и Ирака.
Описание
БМД построена по классической для танков, но необычной для боевых машин пехоты
конструктивной схеме: боевое отделение находится в средней части корпуса, а
моторно-трансмиссионное - в кормовой. Корпус сварен из относительно тонких броневых плит -
впервые в практике советского машиностроения была применена алюминиевая броня. Это позволило
значительно облегчить машину, но за счет защищенности заброневого пространства. Броня
защищает экипаж только от огня стрелкового оружия калибра 7,62 мм и осколков снарядов.
Верхняя лобовая плита очень сильно отклонена от вертикали - на 78°, зато угол наклона
нижней значительно меньше и составляет всего 50°. Такое решение продиктовано стремлением
увеличить объем внутреннего пространства, а также плавучесть машины. Волноотражательный
щиток, лежащий при движении по суше на передней лобовой плите, служит дополнительной
защитой. В передней части корпуса по оси машины расположено рабочее место механика-водителя.
Для входа и выхода из машины он имеет индивидуальный люк, крышка которого приподнимается
и сдвигается вправо. В процессе вождения машины механик-водитель может наблюдать за
местностью в секторе 60° с помощью трех перископов. Слева от механика-водителя
располагается место командира БМД, который попадает в машину и выходит из нее также
через свой люк. Для наблюдения за местностью он располагает оптическим прибором
кругового обзора и одним перископом. Связь с вышестоящим командованием поддерживается
с помощью радиостанции Р-123.
Как и на БМП-1 вооружение башни не стабилизировано. Наведение в горизонтальной
и вертикальной плоскостях осуществляется с помощью полностью электрических приводов
"Кристал". В случае их выхода из строя наводчик может использовать ручной привод.
Для наблюдения за местностью и ведения огня наводчик имеет в своем распоряжении
монокулярный перископический прицел-дальномер 1ПН22М1. Ведение наблюдения в темное
время суток обеспечивает активный прибор ночного видения (прожектор находится на
башне справа от пушки). В зависимости от погодных условии максимальный предел
видимости колеблется от 400 м до 900 м. В окуляре нанесена шкала дальномера базой
для которой принята высота цели равная 2,7 м. Непосредственно за башней предусмотрены
места для трех десантников. Двое обслуживают ручной противотанковый гранатомет РПГ-7Д,
третий вооружен своим штатным оружием - 7,62-мм автоматом АКМС. В бортах и крышке
кормового люка расположены три перископа и три шаровые установки для ведения огня
из личного оружия боевого расчета. В кормовой части корпуса размещается моторно-трансмиссионное
отделение в котором установлен шестицилиндровый четырехтактный дизельный двигатель
жидкостного охлаждения 5Д20 развивающий мощность 176 кВт при 2600 об/мин. Принимая
во внимание небольшую массу машины - 6700 кг - это дает очень высокое значение
удельной мощности двигателя - 26,3 кВт/т, что в свою очередь позволяет развивать
максимальную скорость более 60 км/ч.
На БМД применяются мелкозвенчатые гусеницы у которых соседние траки соединяются
между собой посредством общих пальцев. В средней части траков на их внутренней
поверхности имеются направляющие гребни. Верхние ветви гусениц опираются на четыре
поддерживающих ролика причем два из них (средние) расположены снаружи от гребней,
а крайние - за ними. Гусеничный ход не прикрыт защитными экранами. БМД способна
вплавь преодолевать водные преграды. Движение по воде осуществляется за счет
водометных движителей, расположенных в моторно-трансмиссионном отделении.
Водометы смонтированы в туннелях, входные отверстия которых устроены в днище машины,
а выходные - в ее корме. Входные и выходные отверстия закрываются специальными сдвижными
заслонками, выполняющими функции как защиты, так и рулевого управления при плавании.
Закрытие заслонок одного из водометов приводит к повороту машины. БМД отлично держится
на воде, обладая при этом хорошей скоростью плавания - до 10 км/ч - и маневренностью.
Во время плавания в передней части корпуса поднимается волноотражательный щиток,
препятствующий заливанию водой переда машины.
В состав дополнительного оборудования, которым оснащена БМД, входят фильтровентиляционная
установка, автоматическая система пожаротушения, а также дымообразующая аппаратура.
Кроме того, на БМД установлен радиомаяк (маркерный передатчик), сигналы которого
указывают членам экипажа местонахождение машины, сброшенной на парашютной системе
с транспортного самолета. Все десантники-члены экипажа, сброшенные с парашютами отдельно
от БМД, имеют радиодатчики (поисковые приёмники), принимающие сигналы маяка. Это
существенно облегчает и ускоряет поиск машины, что зачастую бывает довольно сложной
задачей. Для обеспечения внешней связи на боевой машине десанта установлена радиостанция
Р-123М. Связь внутри машины обеспечивает танковое переговорное устройство Р-124.
Модификации
Удачные конструктивные решения, заложенные при создании БМД-1, позволили использовать ее в
качестве базовой машины при разработке других образцов вооружения для воздушно-десантных войск.
В 1971 году на базе БМД-1 создана командирская боевая машина десанта БМД-1К. В этой машине
в отличие от БМД-1 были установлены две радиостанции и бензоэлектрический агрегат для автономного
энергопитания.
В 1974 году на вооружение воздушно-десантных войск принимается гусеничный бронетранспортер
БТР-Д, созданный на узлах и агрегатах БМД-1.