ВДВ России ВДВ России. Почта ВДВ России. Поиск
ВДВ России
ВДВ России
ВДВ России
ВДВ России

Боевая машина десанта БМД-1

ВДВ России. Боевая машина десанта БМД-1



Историческая справка

   Машина была создана в 1969 году, принята на вооружение Советской Армии и запущена в серийное производство на Волгоградском тракторном заводе под обозначением БМД-1 (Объект 915). В настоящее время, кроме воздушно-десантных войск России и некоторых других стран СНГ, эта машина состоит на вооружении Индии и Ирака.

Описание

   БМД построена по классической для танков, но необычной для боевых машин пехоты конструктивной схеме: боевое отделение находится в средней части корпуса, а моторно-трансмиссионное - в кормовой. Корпус сварен из относительно тонких броневых плит - впервые в практике советского машиностроения была применена алюминиевая броня. Это позволило значительно облегчить машину, но за счет защищенности заброневого пространства. Броня защищает экипаж только от огня стрелкового оружия калибра 7,62 мм и осколков снарядов. Верхняя лобовая плита очень сильно отклонена от вертикали - на 78°, зато угол наклона нижней значительно меньше и составляет всего 50°. Такое решение продиктовано стремлением увеличить объем внутреннего пространства, а также плавучесть машины. Волноотражательный щиток, лежащий при движении по суше на передней лобовой плите, служит дополнительной защитой. В передней части корпуса по оси машины расположено рабочее место механика-водителя. Для входа и выхода из машины он имеет индивидуальный люк, крышка которого приподнимается и сдвигается вправо. В процессе вождения машины механик-водитель может наблюдать за местностью в секторе 60° с помощью трех перископов. Слева от механика-водителя располагается место командира БМД, который попадает в машину и выходит из нее также через свой люк. Для наблюдения за местностью он располагает оптическим прибором кругового обзора и одним перископом. Связь с вышестоящим командованием поддерживается с помощью радиостанции Р-123.
   Как и на БМП-1 вооружение башни не стабилизировано. Наведение в горизонтальной и вертикальной плоскостях осуществляется с помощью полностью электрических приводов "Кристал". В случае их выхода из строя наводчик может использовать ручной привод. Для наблюдения за местностью и ведения огня наводчик имеет в своем распоряжении монокулярный перископический прицел-дальномер 1ПН22М1. Ведение наблюдения в темное время суток обеспечивает активный прибор ночного видения (прожектор находится на башне справа от пушки). В зависимости от погодных условии максимальный предел видимости колеблется от 400 м до 900 м. В окуляре нанесена шкала дальномера базой для которой принята высота цели равная 2,7 м. Непосредственно за башней предусмотрены места для трех десантников. Двое обслуживают ручной противотанковый гранатомет РПГ-7Д, третий вооружен своим штатным оружием - 7,62-мм автоматом АКМС. В бортах и крышке кормового люка расположены три перископа и три шаровые установки для ведения огня из личного оружия боевого расчета. В кормовой части корпуса размещается моторно-трансмиссионное отделение в котором установлен шестицилиндровый четырехтактный дизельный двигатель жидкостного охлаждения 5Д20 развивающий мощность 176 кВт при 2600 об/мин. Принимая во внимание небольшую массу машины - 6700 кг - это дает очень высокое значение удельной мощности двигателя - 26,3 кВт/т, что в свою очередь позволяет развивать максимальную скорость более 60 км/ч.
   На БМД применяются мелкозвенчатые гусеницы у которых соседние траки соединяются между собой посредством общих пальцев. В средней части траков на их внутренней поверхности имеются направляющие гребни. Верхние ветви гусениц опираются на четыре поддерживающих ролика причем два из них (средние) расположены снаружи от гребней, а крайние - за ними. Гусеничный ход не прикрыт защитными экранами. БМД способна вплавь преодолевать водные преграды. Движение по воде осуществляется за счет водометных движителей, расположенных в моторно-трансмиссионном отделении. Водометы смонтированы в туннелях, входные отверстия которых устроены в днище машины, а выходные - в ее корме. Входные и выходные отверстия закрываются специальными сдвижными заслонками, выполняющими функции как защиты, так и рулевого управления при плавании. Закрытие заслонок одного из водометов приводит к повороту машины. БМД отлично держится на воде, обладая при этом хорошей скоростью плавания - до 10 км/ч - и маневренностью. Во время плавания в передней части корпуса поднимается волноотражательный щиток, препятствующий заливанию водой переда машины.
   В состав дополнительного оборудования, которым оснащена БМД, входят фильтровентиляционная установка, автоматическая система пожаротушения, а также дымообразующая аппаратура. Кроме того, на БМД установлен радиомаяк (маркерный передатчик), сигналы которого указывают членам экипажа местонахождение машины, сброшенной на парашютной системе с транспортного самолета. Все десантники-члены экипажа, сброшенные с парашютами отдельно от БМД, имеют радиодатчики (поисковые приёмники), принимающие сигналы маяка. Это существенно облегчает и ускоряет поиск машины, что зачастую бывает довольно сложной задачей. Для обеспечения внешней связи на боевой машине десанта установлена радиостанция Р-123М. Связь внутри машины обеспечивает танковое переговорное устройство Р-124.

Модификации

   Удачные конструктивные решения, заложенные при создании БМД-1, позволили использовать ее в качестве базовой машины при разработке других образцов вооружения для воздушно-десантных войск.
   В 1971 году на базе БМД-1 создана командирская боевая машина десанта БМД-1К. В этой машине в отличие от БМД-1 были установлены две радиостанции и бензоэлектрический агрегат для автономного энергопитания.
   В 1974 году на вооружение воздушно-десантных войск принимается гусеничный бронетранспортер БТР-Д, созданный на узлах и агрегатах БМД-1.

Тактико-технические характеристики

 экипаж + десант, человек  2+5
 боевая масса, т  7,5
 тип движителя -  колесный/гусеничный  гусеничный
 длина корпуса, м  5,4
 ширина по ходовой части,  м  2,63
 высота, м  1,62 (с пушкой вверх - 1,97)
 тип двигателя  6-цилиндровый V-образный дизель  жидкостного охлаждения 5Д-20
 мощность двигателя, л.с.  176 кВт
 максимальная скорость,  км/ч  60 (на плаву - 10)
 запас хода, км  500
 бронирование  противопульное
 вооружение  73-мм пушка 2А28, 3 х 7,62-мм пулемет  ПКТ, ПТУР 9М14М "Малютка"
 боекомплект  3 ПТУР, 40 снарядов (16 кумулятивных и  24 осколочно-фугасных), 4000 патронов,  20 ручных гранат Ф-1

Фотографии предоставлены:

- Штабом ВДВ (3, 4, 6, 10, 11, 12, 14, 15)
- Музеем ВДВ (1, 2, 9)
- Петровым И.Л. (5, 7, 8)
- Из личного архива автора (13)

БМД-1 на сайте Десантура.ру






















ВДВ России. БМД-1. 100-ый парад на Красной площади.

ВДВ России. БМД-1. Преодоление водной преграды.

ВДВ России. БМД-1

ВДВ России. БМД-1. Вождение на танкодроме.

ВДВ России. БМД-1. Швартовка техники.

ВДВ России. БМД-1. Стрельбы из орудия 2А28 Гром.

ВДВ России. БМД-1. Вождение, танкодром Гайжюная

ВДВ России. БМД-1. Швартовка техники.

ВДВ России. БМД-1.

ВДВ России. БМД-1, Чечня

ВДВ России. БМД-1

ВДВ России. БМД-1. Погрузка техники в Ил-76МД. 104 гв. ВДД

ВДВ России. БМД-1. Музей ВДВ Крылатая гвардия

ВДВ России. БМД-1. На марше

ВДВ России. БМД-1. Погрузка в Ил-76

Rambler's Top100 Яндекс цитирования


© 2005 ВДВ России  

Все права на использование материалов данного сайта принадлежат его автору.  
Их использование без согласия автора запрещено.