ВДВ России ВДВ России. Почта ВДВ России. Поиск
ВДВ России
ВДВ России
ВДВ России
ВДВ России

Боевая машина десанта БМД-3

ВДВ России. Боевая машина десанта БМД-3



Историческая справка

   Во второй половине 80-х годов на вооружение военно-транспортной авиации СССР поступили новые самолеты, обладавшие такой грузоподъемностью, которая далеко отодвигала существовавшие ранее ограничения по массе перевозимой бронетехники. К тому времени использование БМД-2 в боевых действиях в Афганистане показало, что для более эффективного применения вооружения на боевой машине десанта целесообразно иметь двухместную башню, в которой должны размещаться не только наводчик-оператор, но и командир машины. Кроме того, из-за малой массы, при определенных углах поворота башни во время стрельбы из 30-мм пушки, возникало раскачивание машины.

   Устранить эти недостатки и создать предпосылки для дальнейшего развития БМД посредством модернизации БМД-2 уже не представлялось возможным - все резервы дальнейшего развития конструкции были исчерпаны. Поэтому к середине 80-х годов специальным конструкторским бюро Волгоградского тракторного завода под руководством главного конструктора А. Шабалина была разработана новая боевая машина десанта, которая после испытаний и доводки в 1990 году была принята на вооружение Советской Армии под обозначением БМД-3.

   Это качественно новая боевая машина, способная десантироваться как посадочным так и парашютным способом с боевым расчетом размещенным внутри. Это позволяет ей вступать в бой практически сразу после приземления. Компоновка БМД-3 повторяет оправдавшее себя компоновочное решение боевых машин БМД-1 и БМД-2 при котором отделение управления и боевое отделение объединены и расположены в передней и средней частях корпуса МТО занимает кормовую часть.

Описание

   Существенным образом изменился корпус машины. Увеличилась толщина броневых плит что обеспечило лучшую защиту заброневого объема, а увеличенные размеры корпуса позволили установить двухместную башню с БМП-2. В передней части корпуса по продольной оси, оборудовано место механика-водителя. Над этим местом в крыше корпуса смонтирован отдельный люк и установлены перископические приборы наблюдения. Справа в лобовом бронелисте корпуса в шаровой установке закреплен 5,45-мм пулемет РПКС-74 а слева - 30-мм автоматический гранатомет АГ-17 "Пламя". Благодаря тому, что гранатомет может вести стрельбу с навесной траекторией полета гранат, БМД-3 может поражать цели неуязвимые для остальных компонентов ее вооружения, имеющих настильную траекторию полета снарядов и пуль. Боекомплект гранатомета состоит из 280 выстрелов ВОГ-70 в боеготовой ленте и 261 выстрела в контейнере внутри корпуса. Гранатометчик и пулеметчик пользуются перископическими прицелами.

   В боевом отделении БМД-3 установлена двухместная бронированная башня кругового вращения, по конструкции и составу установленного в ней вооружения аналогичная башне БМП-2. В башне смонтирована 30-мм автоматическая пушка 2А42, в боекомплект которой входят выстрелы с бронебойно-трассирующими, осколочно-фугасными и осколочно-трассирующими снарядами. Боекомплект состоит из 500 выстрелов снаряженных в боеготовые ленты и еще 360 выстрелов размещенных в корпусе машины. Пушка стабилизирована в двух плоскостях наведения и может вести прицельную стрельбу на ходу (в том числе и по воздушным целям так как максимальный угол возвышения пушки равен 75°, а скорость поворота башни составляет 30-35° в секунду).

   Ведение огня из пушки и спаренного с нею 7,62-мм пулемета ПКТ осуществляется с помощью стабилизированного комбинированного дневного и ночного (активно-пассивного) перископического прицела. Благодаря двухканальному прицелу стрельбу из пушки может вести как наводчик-оператор так и командир машины располагающиеся в башне. Командир имеет в своем распоряжении также комбинированный прибор наблюдения с дневным ночным каналами и два перископических прибора наблюдения. У наводчика-оператора имеются два перископических прибора наблюдения. Для борьбы с танками БМД-3 оснащена противотанковым управляемым комплексом 9П135М и четырьмя ПТУР "Конкурс" эффективно поражающими бронированные цели на расстоянии до 4000 м. По бортам башни в задней ее части установлены два трехствольных дымовых гранатомета 902В "Туча". За башней в корпусе БМД-3 предусмотрены места для двух десантников которые могут вести огонь через две амбразуры в бортах (по одной с каждого борта) и одну амбразуру в крышке десантного люка. Над амбразурами в крыше десантного отделения имеются перископические приборы наблюдения. Кроме того имеются дополнительные места еще для трех десантников. Защита от оружия массового поражения обеспечивается герметизацией обитаемого отделения и созданием избыточного давления при по мощи фильтровентиляционной установки.

   Весь боевой расчет БМД-3 (экипаж и десант) имеет индивидуальные универсальные сиденья которые крепятся не к днищу, а к крыше корпуса. Таким образом повышается защита расчета от мин и обеспечивается возможность десантирования БМД-3 вместе с боевым расчетом на парашютной бесплатформенной системе ПБС-950. Эксперименты с парашютным десантированием боевых машин с расчетом проводились и на БМД-1 однако штатным этот способ десантирования стал только с появлением БМД-3. Военно-транспортный самолет Ил-76М может десантировать таким способом три боевые машины десанта БМД-3. В моторно-трансмиссионном отделении БМД-3 установлен многотопливный дизельный двигатель 2В-06-2 развивающий максимальную мощностью 331 кВт. Здесь же установлены подогреватель двигателя и система бесфорсуночного факельного подогрева которые обеспечивают выход машины по тревоге за 5 минут при температуре -25°С и за 20 минут при температуре -45°С. Новая гидромеханическая трансмиссия имеет гидро-обьемный механизм поворота. Ее автоматическая коробка переключения передач имеет пять передач хода вперед и столько же передач заднего хода. Подвеска индивидуальная гидропневматическая обеспечивающая изменение величины клиренса в диапазоне от 190 до 590 мм с места механика-водителя. В состав ходовой части входят по пять одинарных опорных катков заимствованных у плавающего танка ПТ-76 и по четыре поддерживающих ролика на борт. Ведущие колеса расположены сзади. Имеется гидравлический механизм натяжения гусениц. Гусеница стальная двухгребневая цевочного зацепления.

   Несмотря на увеличение осевой массы до 12,9 т конструкторам удалось со хранить высокую подвижность и динамику езды машины (удельная мощность двигателя составила 23,5 кВт/т). При движении по шоссе машина развивает максимальную скорость 70-71 км/ч и имеет высокую среднюю скорость при езде по сухим грунтовым дорогам - 45 км/ч. Гидропневматическая подвеска обеспечивает высокую проходимость и плавность хода БМД-3 легко преодолевает подъем до 35° вертикальную стенку высотой 0,7 м и ров шириной 2 м. При разработке БМД-3 большое внимание было уделено повышению плавучести. На машине используются опорные катки с замкнутыми воздушными камерами и мощные водяные помпы откачивающие воду из корпуса. Два водометных движителя размещенных в кормовой части позволяют ей развивать скорость движения по воде до 10 км/ч и уверенно преодолевать морские акватории при волнении до трех баллов. При этом БМД-3 способна десантироваться с десантных кораблей ВМФ на воду и таким же образом обратно грузиться на корабли. Машина легка в управлении и проста в эксплуатации. Помимо фильтровентиляционной установки в состав стандартного оборудования машины входит радиостанция, навигационные приборы и автоматическая система пожаротушения.

   Развитие боевых машин десанта осуществляется в тесной связи с развитием средств десантирования. На первом этапе для десантирования БМД-1 и БТР-Д применялись парашютные платформы П-7 и П-16 с многокупольными парашютными системами. Они позволяли десантировать объекты массой от 3-5 до 20 т. С развитием средств десантирования стали широко применяться парашютно-реактивные системы (ПРС) подготовка которых к выброске занимает значительно меньше времени. Парашютно-реактивные системы ПРСМ-915 и ПРСМ-925 стали основными средствами десантирования для БМД-1, БТР-Д и машин на их базе. Однако эти системы достаточно сложны и дорого стоят. Поэтому для БМД-3 были созданы новые бесплатформенные средства десантирования ПБС-950 Они обладают небольшой массой (около 1500 кг), высокой надежностью, просты в эксплуатации и позволяют десантировать личный состав в боевых машинах.

Модификации БМД-3

   На базе БМД-3 планируется разработка целого семейства боевых и вспомогательных машин для воздушно-десантных войск.
Одна из модификаций, БМД-3М "Бахча-У", является дальнейшим развитием боевой машины десанта.

БМД-3К "Бахча-К" - командирский вариант

2С25 "Спрут-СД" - самоходное 125-мм противотанковое орудие на базе 7-каткового шасси БМД-3

"Обжимка" - 120-мм артилерийский комплекс

"Обжимка-К" - 120-мм артилерийский комплекс (командирский)

РХМ-5 "Повозка-Д-1" - разведывательно-химическая машина

"Ракушка" - многоцелевая машина (бронетранспортёр)

"Травматизм" - медицинская машина

"Мираж-2002" - перевязочная на базе 7-каткового шасси БМД-3

ЗПРК "Роман" - зенитный пушечно-ракетный комплекс на базе
7-каткового шасси БМД-3

Тактико-технические характеристики БМД-3

 экипаж + десант, человек  2+5
 боевая масса, т  12.9
 тип движителя - колесный/гусеничный  гусеничный
 длина корпуса, м  6.10
 Длина полная, м  6.36
 ширина полная, м  3,114
 высота, м  2,45
 тип двигателя  многотопливный дизель 2В-60-2
 мощность двигателя, л.с.  331 кВт
 максимальная скорость, км/ч  70 (на плаву - 10)
 запас хода, км  500
 бронирование  противопульное
 вооружение  330-мм пушка 2А42, ПТУР 9М113 "Конкурс", гранатомет АГС-17 "Пламя", 7,62-мм пулемет ПКТ и 5,45-мм РПКС-74
 боекомплект  4 ПТУР, 500 снарядов, 290 30-мм гранат, 2000 7.62-мм и 2160 5,45-мм патронов

Фотографии предоставлены:

- Штабом ВДВ (3, 4, 7, 14, 15, 16)
- Музеем ВДВ "Крылатая гвардия" (1, 2, 8, 9, 12)
- журнал "Военный Парад" (6, 13)
- Колмыковым А. (10, 11)

БМД-3 на сайте Десантура.ру






















ВДВ России. БМД-3, вождение на танкодроме

ВДВ России. БМД-3, преодоление водной преграды

ВДВ России. БМД-3 зашвартована для десантирования

ВДВ России. БМД-3 перед погрузкой в Ил-76МД

ВДВ России. БМД-3 зашвартована для десантирования

ВДВ России. БМД-3. Место механика водителя

ВДВ России. БМД-3. Волгоградский тракторный завод

ВДВ России. БМД-3. Преодоление водной преграды

ВДВ России. БМД-3 на стрельбище 242 УЦ ВДВ, пос. Светлый

ВДВ России. БМД-3 зашвартована для десантирования. 106 гв. ВДД

ВДВ России. БМД-3. 106 гв. ВДД

ВДВ России. БМД-3.

ВДВ России. БМД-3.









































































ВДВ России. БМД-3М

ВДВ России. БМД-3М

ВДВ России. БМД-3М

ВДВ России. БТР-Д Ракушка


Rambler's Top100 Яндекс цитирования


© 2005 ВДВ России  

Все права на использование материалов данного сайта принадлежат его автору.  
Их использование без согласия автора запрещено.