ВДВ России ВДВ России. Почта ВДВ России. Поиск
ВДВ России
ВДВ России
ВДВ России
ВДВ России

Бронетранспортёр БТР-Д


ВДВ России. Бронетранспортёр БТР-Д



Историческая справка

   Бронетранспортер БТР-Д принят на вооружение советских воздушно-десантных войск в 1974 году. Он разработан конструкторским бюро Волгоградского тракторного завода под руководством А. Шабалина и предназначен, прежде всего, для транспортирования личного состава воздушно-десантных подразделений. Бронетранспортер может десантироваться как парашютным, так и посадочным способом.

Описание

   При создании бронетранспортера в качестве базы использовано шасси боевой машины десанта БМД-1. Компоновка базовой машины сохранена: в кормовой части корпуса находится моторно-трансмиссионное отделение, а отделения управления и десантное занимают соответственно переднюю и среднюю части полностью закрытого герметичного корпуса бронетранспортера. Корпус БТР-Д имеет сварную конструкцию и изготовлен из плит высокопрочной алюминиевой брони. При относительно небольшой массе эта броня защищает экипаж и десант от огня стрелкового оружия и осколков артиллерийских снарядов и мин малого калибра. По сравнению с БМД-1 длина корпуса бронетранспортера увеличена на 483 мм. В отделении управления по продольной оси корпуса оборудовано место механика-водителя. В его распоряжении находятся три сменных перископических прибора и инфракрасный прибор ночного видения. По обе стороны от механика-водителя установлены сиденья пулеметчиков, ведущих стрельбу из курсовых 7,62-мм пулеметов ПКТ, смонтированных в верхнем лобовом бронелисте корпуса.
   Высота бортов корпуса в зоне десантного отделения несколько увеличена. В лобовом бронелисте этого отделения имеются смотровые окна, в боевой обстановке закрывающиеся броневыми щитками. В этом месте установлены еще два 7,62-мм пулемета ПКТ, стрельбу из которых ведут бойцы перевозимого десанта. Имеются также бронетранспортеры, у которых вместо этих пулеметов на крыше десантного отделения установлена вращающаяся башенка с дистанционно управляемым пулеметом ПКТ, а также бронетранспортеры с двумя 7,62-мм пулеметами ПКСМ или одним 30-мм автоматическим гранатометом АГС-17 "Пламя", установленными открыто на лобовом листе. Десантное отделение вмещает десять полностью экипированных десантников. Посадка и спешивание десанта осуществляются через два люка в крыше десантного отделения и большой люк с прямоугольной крышкой в кормовой части корпуса. Для ведения десантниками стрельбы в бортах десантного отделения оборудовано по две амбразуры с шаровыми установками. Кроме того, имеется еще одна амбразура в задней стенке десантного люка. Над этими амбразурами установлены перископические приборы наблюдения. В моторно-трансмиссионном отделении бронетранспортера установлен такой же, как на БМД-1, шестицилиндровый V-образный дизельный двигатель жидкостного охлаждения 5Д20, развивающий максимальную мощность 177 кВт. Двигатель, главный фрикцион, коробка передач и бортовые фрикционы объединены в единый силовой блок.
   В состав ходовой части, применительно к одному борту, входят шесть обрезиненных опорных катков и пять поддерживающих роликов. Ведущие колеса расположены сзади. Подвеска опорных катков индивидуальная гидропневматическая, позволяющая механику-водителю с его рабочего места изменять клиренс в диапазоне от 110 мм до 450 мм. С помощью гидравлического устройства он может также изменять натяжение гусениц. На БТР-Д использованы такие же, как на БМД-1, стальные мелкозвенчатые гусеницы с резинометаллическим шарниром. Бронетранспортер БТР-Д обладает хорошими скоростными характеристиками и высокой проходимостью на пересеченной местности, в том числе и на грунтах с низкой несущей способностью. Он способен преодолевать подъем крутизной 32-35°, вертикальную стенку высотой 0,7 м и ров шириной 2 м. Водные преграды бронетранспортер преодолевает вплавь со скоростью 10 км/час. Движение на плаву обеспечивают два водометных движителя. В качестве средств связи на всех бронетранспортерах установлена радиостанция Р-123М. Для постановки дымовых завес используются термодымовая аппаратура и четыре дымовых гранатомета 902В. Бронетранспортер оборудован также автоматической противопожарной системой и системой противоатомной защиты.

Модификации БТР-Д

   Шасси бронетранспортера БТР-Д широко используется для создания различных бронированных боевых и вспомогательных машин. Были разработаны и выпускались следующие машины:

БТР-РД "Робот" - истребитель танков с ПТРК 9К111 "Фагот".

БМД-КШ "Синица" - командно-штабная машина батальонного звена с двумя радиостанциями Р-123.

1В119 "Реостат" - машина управления артиллерией. Оснащается РЛС разведки наземных целей с дальностью обнаружения до 14 км, лазерным дальномером (дальность до 8 км), дневными и ночными приборами наблюдения, топопривязчиком, бортовой ЭВМ, двумя радиостанциями Р-123, одной Р-107. Экипаж размещается в рубке, приборы установлены во вращающейся башенке. Вооружение включает курсовой ПКТ, ПЗРК, и три РПГ.

САО 2С9 "НОНА-С" - самоходное 120-мм орудие.

БТР-ЗД "Скрежет" - бронетранспортер для перевозки расчетов зенитных ракетных комплексов. Используется также в качестве самоходного шасси для 23-мм спаренной зенитной установки ЗУ-23-2.

БТРД-КШМ "Сорока" - командно-штабная машина звена "полк-бригада", оборудована двумя радиостанциями Р-123, двумя Р-111, разведывательной радиостанцией Р-130 и засекречивающей аппаратурой связи: станция пуска и управления беспилотным летательным аппаратом "Шмель".

БРЭМ-Д - бронированная ремонтно-эвакуационная машина с краном-стрелой, тяговой лебедкой, сошником-лопатой и сварочным оборудованием.

Р-440 ОДБ "Фобос" - станция спутниковой связи.

Выпускался также санитарный вариант БТР-Д.

Тактико-технические характеристики

 экипаж + десант, человек  1+12
 боевая масса, т  8
 тип движителя -  колесный/гусеничный  гусеничный
 длина корпуса, м  5,883
 длина полная, м  5,883
 ширина по ходовой части,  м  2,63
 ширина полная, м  3,63
 высота, м  2,0
 тип двигателя  6-цилиндровый V-образный дизель  жидкостного охлаждения 5Д-20
 мощность двигателя, л.с.  177 кВт
 максимальная скорость,  км/ч  60 (на плаву 10)
 максимальная скорость
 по грунту, км/ч
 25
 запас хода, км  500
 бронирование  противопульное
 вооружение  2 х 7,62-мм пулемет ПКТ
 боекомплект  2000 патронов

Фотографии предоставлены:

- Штабом ВДВ (3, 5, 6, 8, 9, 12)
- Музеем ВДВ "Крылатая гвардия" (1, 7, 13)
- Колмыковым А. (14)
- Из личного архива автора (2, 4, 10)

БТР-Д на сайте Десантура.ру
























ВДВ России. БТР-Д

ВДВ России. БТР-Д. Швартовочный класс ТВИКУ 2004 г.

ВДВ России. БТРД-КШМ Сорока. Чечня

ВДВ России. БТРД-КШМ Сорока. Артиллерийский музей. г. С-Петербург

ВДВ России. БТР-ЗД Скрежет

ВДВ России. БТР-ЗД Скрежет

ВДВ России. 1В119 Реостат

ВДВ России. БТР-РД Робот

ВДВ России. БТР-РД Робот

ВДВ России. 1В119 Реостат на параде 9 мая 2005 г. (Ишим)

ВДВ России. БТР-Д. Погрузка в ИЛ-76МД

ВДВ России. БТР-Д

ВДВ России. БТР-Д. Чечня

ВДВ России. БТР-Д зашвартован для десантнирования. 106 гв. ВДД

Rambler's Top100 Яндекс цитирования


© 2005 ВДВ России  

Все права на использование материалов данного сайта принадлежат его автору.  
Их использование без согласия автора запрещено.